ГОРОД КАК АРТ-ОБЪЕКТ: почему Выкса стала столицей городской культуры

В небольшом городке Выкса Нижегородской области на каждом шагу можно встретить предметы искусства. Посмотрите вверх – увидите изображение пестрого красавца-павлина размером в девять этажей, посмотрите вниз – глаз зацепится за ощетинившуюся железными колючками инсталляцию… Приехать в город, где пространство все время меняется – все равно что попасть вместе с Алисой в Зазеркалье. Даже автобусные остановки украшены ярко-красным переплетением стальных труб, образующих два таких родных и привычных для всех выксунцев слова – «Арт-Овраг».

«Мы развернули программу лицом к жителям»

Объединенная металлургическая компания и фонд «ОМК-Участие» уже в девятый раз организуют в городе фестиваль городской культуры «Арт-Овраг». Его программа насыщена событиями на любой вкус, она объединяет паблик-арт, театр, музыку, спорт… Здесь много такого, чего не увидишь и не почувствуешь нигде. Вот, например, удивительный деревянный «Павильон Будущего», похожий внутри на закрученную спиралью раковину-наутилус, или «Бинарные часы», сделанные художником из Выксы Андреем Матчиным и установленные на разворотном кругу площади Ленина – будто знак бесконечности, но не лежащий на боку, а устремленный в небо. Говорили, что они излучают свет, заряжаясь энергией людей: чем лучше у них настроение, тем ярче горят светодиодные лампочки. А на самом деле разные цвета светят в зависимости от ответов на голосование. Один цвет – ответ «да», другой – «нет»… А еще здесь катаются по пруду на плоте в виде гигантской прищепки и смотрят перформанс с участием балета Большого театра, сидя в большом овраге прямо на земле!

Только в Выксе можно увидеть крупнейшую в мире – более 10 тысяч квадратных метров – монументальную живопись на стене одного из цехов Выксунского металлургического завода, основанного еще в середине 18 века. Над ней два года работал российский уличный художник Миша Most. В нынешнем году к ней прибавилась еще одна роспись, впечатляющая своими размерами –– художника Алексея Луки. Под ее стеной на фестивале состоялось открытие стрит-арт парка, где экспонаты – станки и механизмы, часть реального производства, необходимая для изготовления стальных труб и железнодорожных колес. На открытии плотными рядами стояли рабочие в комбинезонах и касках, а местные рэперы тут же пытались сочинять экспромты про «подкрановую балку» и «вал скраповоза»…

Казалось бы, современное уличное искусство и тяжелая промышленность – понятия трудно совместимые. В советские времена художники и писатели ездили на комсомольские стройки и крупные предприятия, чтобы запечатлеть «красоту горящего металла», но их творчеству предписывалось быть максимально реалистичным и понятным народу. Иная эпоха – иные устремления. В Выксе идеи представителей уличного авангарда неотделимы от заводской жизни, и не потому, что ОМК как организатор «заказывает музыку». Граффити Миши Most'a и Алексея Луки – не невнятные каракули вроде тех, что расцветают на заборах, а промышленная эстетика, вдохновлявшая художников-авангардистов еще в начале прошлого века. На первый взгляд роспись кажется совершенно абстрактной, например, как на полотнах Фернана Леже или Александры Экстер. Но, пробившись сквозь причудливые сочленения абстрактных форм, можно различить детали, механизмы, цвета реального производства. Художники, продолжая традицию, изучают индустриальную тематику, часто бывают в цехах, и их захватывают размах и неподдельная романтика производственного процесса. А еще они бережно прислушиваются к тем, кому адресовано их искусство. И даже доверяют им помощь, например, в покраске стены.

«Любое высокоразвитое предприятие находится на территории города, и если само оно эффективно, то городская среда не может ему не соответствовать, – сказала председатель оргкомитета фестиваля Ирина Седых. – Для нас эффективность компании определяется тем, насколько интересно и творчески здесь живется людям. Их вовлеченность в то, что мы делаем, нам невероятно важна. Мы развернули программу лицом к жителям. Ведь если люди любят свой город, если у них есть энтузиазм и горячее желание все изменить к лучшему, они способны придумать и воплотить свой проект города будущего. Я уверена, что с помощью культуры и искусства возрождение возможно».

Конечно, любое мероприятие требует финансирования, и Выксе повезло, что у нее есть металлургический завод, готовый вкладывать в город, в людей, в проведение крупного фестиваля. Корпоративная социальная ответственность – важная часть стратегии ОМК. Но секрет успеха не только в деньгах.

«Художники объясняют людям свое творчество»

Наверное, многие скептики поначалу задавались вопросом: зачем работягам из провинции художественный фестиваль, что они понимают в стрит-арте? Ведь не секрет, что на родине Малевича и Кандинского все, что не является реализмом, не в большом почете. Классическая живопись ближе и привычнее, не нужно ломать голову над призрачными концепциями, и человек похож на человека, а не на мешанину цветных пятен. «Арт-Овраг» так и остался бы чуждой городу «вещью в себе», если бы художники потихоньку самовыражались, затаившись в своей скорлупе. И возможно, его история завершилась бы без особого успеха. Но организаторы сделали ставку на открытый диалог и партнерство с жителями. И это сработало. Хотя и не сразу.

Идея «Арт-Оврага» выросла из небольшого проекта фонда «ОМК-Участие», целью которого было отвлечь внимание молодежи от дурных привычек и пустить их энергию в созидательное русло. Первые фестивали включали спортивную программу, и организаторы попутно наблюдали за подростковыми интересами. Оказалось, у ребят в чести экстремальные виды спорта и хип-хоп.

Решено было привлечь выксунских неформальных лидеров к участию в фестивале, постепенно они стали единомышленниками организаторов. Они росли, а с ними вместе рос и менялся «Арт-Овраг», приобретая иные, более «взрослые» масштабы и цели.

Одним из первых энтузиастов «Арт-Оврага» был Андрей Горелов, основатель портала «Виртуальная Выкса» и заместитель председателя НКО «Центр общественных инициатив «Продвижение»». Он со своей командой подростков помогал организаторам на местном уровне, и под его руководством рэперы даже записали лонгмикс с песнями о любви к своему городу и заводу. Он считает «Арт-Овраг» выпускным экзаменом для молодежи: ведь лучшее, что создается ими в течение года, показывается именно здесь. Но так было далеко не всегда.

«Знаете, как иные деятели искусства говорят – я художник, я так вижу, – говорит Горелов. – Старшее поколение не переубедишь, но у нас и молодежь рассуждала так: приехали странные личности, поставили какую-то непонятную фигню, а ну давай бей-круши! И ведь крушили. А потом открылась Арт-резиденция, стали приглашать туда людей, проводить лекции и мастер-классы, заниматься с детьми, рассказывать, что к чему. Поняли, что нужна подготовка сознания, дозированная информация. Успех фестиваля и начался с того, что художники стали объяснять людям свое творчество. И сами со временем тоже стали более ответственно относиться к своим произведениям, абы что теперь на улице не поставят».

Одна из кураторов фестиваля, продюсер фестиваля Арт-Овраг, управляющий партнер проектной группы «8 линий» Юлия Бычкова считает, что для такого города, как Выкса, мощный десант современной культуры был своего рода насилием. Жители вначале недоумевали – а почему нас не спросили? Фонд и администрация не были тогда столь сплочены, как сегодня, и первым арт-объектам пришлось испытать на себе выплеск раздражения и непонимания. Вандалы полностью разрушили одну из скульптур – лицо девочки на фоне мартеновских труб с рыжим дымом, от нее осталась единственная фотография… Арт-объекты были открыты всем ветрам, их ломали и закрашивали, ведь тогда не было ни документальных подтверждений, ни обязательств по уходу за ними. Сейчас все по-другому: фонд «ОМК-Участие», городская администрация и исполнитель составляют трехсторонний договор, и они становятся произведениями искусства и собственностью города.

«Фестиваль заставляет чувствовать пульсацию жизни»

Сегодня граффити на фасадах домов стали частью городского фольклора. Люди с гордостью говорят: я живу в доме «с птичкой», «с лошадкой» или с «ключами от счастья». Проводя экскурсию по арт-объектам, Юлия Бычкова показывает «Сказку о потерянном времени» – граффити легендарного уличного художника Паши 183. На ней изображен мальчик, с нетерпением раскачивающий гири настенных часов. По ее мнению, это очень выксунская история.

«Моногорода – это особый уклад жизни, – считает Юлия. – Ну представьте себе, здесь все определяет завод, и тебе некуда деться – если твой прадед, дед и отец работали на нем, то и у тебя другого пути нет. Люди здесь не чувствуют стремительности времени. Из моногородов даже отдыхать уезжают не часто, потому что не любят отпуска. Андрей Матчин, автор знаменитых «Бинарных часов», утверждает, что ему везде скучно, он даже в Крыму был только один день. «Арт-Овраг» вторгся в этот вакуум и начал расшатывать монотонный маятник кажущейся стабильности. Молодежь уезжает учиться, а потом возвращается сюда уже в другом качестве, чтобы рисовать, строить, заниматься бизнесом, социальным предпринимательством. Так наш фестиваль формирует самоидентичность горожан, многие его сторонники говорят – он заставил нас чувствовать пульсацию жизни».

Первым, кто стал налаживать системную работу с жителями, был художник Олег Шапиро – он проводил мастер-классы, изучал городской контекст, работал с социологами, методологами и, конечно, самими горожанами.

Два года назад «Арт-Овраг» открыл свою Арт-резиденцию, ставшую важной частью фестивальной и городской жизни. Оргкомитет выбирает десять художников, которые живут в ней какое-то время, изучают местный колорит и контекст, а затем делают выставку или мастер-класс. Она проводит день открытых дверей, когда можно запросто прийти, познакомиться с ее обитателями и поспорить о взглядах на мировую культуру.

«Я сама туда ходила и с ними спорила, – рассказала Марина Гордеева, преподаватель живописи в детском центре и участница выставки «То, чего не может быть» в музее Выксунского металлургического завода – части «Параллельной программы» для выксунцев, открывших в себе творческие способности. – Я же воспитывалась на классике и не могла понять актуальное искусство. И они меня убедили, что оно имеет право на существование, если эстетично и не вульгарно. Да и у города теперь свое лицо… Правда, сама я принесла на выставку традиционную местную деревянную игрушку, которую расписывала вместе с учениками. Мы для благотворительных ярмарок «ОМК-участия» их обычно делаем. И наша игрушка в стрит-арт вписалась».

«В основе арт-двора лежит детская мечта»

«Арт-Овраг» как уличный фестиваль длится всего три дня, но это время – как верхушка большого красочного айсберга. Чтобы исследовать его целиком, надо заглянуть на глубину. Программы «Арт-оврага» идут в городе круглогодично, и это, по словам кураторов фестиваля, продюсера Юлии Бычковой и архитектора Антона Кочуркина, обеспечило «мягкое вхождение в культурный контекст города». Образовательная программа по современной культуре длится с октября по май и включает тренинги по дизайну, танцу, театру, литературе, урбанистике, создании выставок. И конечно, тут постоянно кипит работа по развитию городской среды.

Чтобы сократить дистанцию между культурным пространством и городской средой, нужно было придумать вид деятельности, побуждающий горожан к совместной созидательной работе. А что может быть ближе заботы об окружающем пространстве!? До «Арт-Оврага» многие дворы были в ужасающем состоянии. В 2014 году благодаря фонду «ОМК-участие» и Фонду президентских грантов стартовал проект «Создай свой город», направленный на преобразование городской среды руками художников, архитекторов и самих жителей. В конкурсах на лучший арт-двор приняли участие более 70 дворов и тысячи людей. Сегодня в Выксе преобразовано 11 городских пространств.

«К сожалению, бич многих городов – отсутствие социального запроса на красоту, – считает архитектор Антон Кочуркин. – И мы для себя придумали задание сформировать этот запрос.

Мы понимали, что среди горожан нет специалистов, способных с нуля построить свой двор, поэтому нужно было сначала их услышать.

Проект предваряла гигантская работа – мы знакомились с людьми, привлекли социологов, запустили анкетирование и полевое исследование. Чтобы дать понять жителям, что работа будет в удовольствие, мы проводили дворовые праздники на каждом этапе проектирования: дни пирогов, мыльных пузырей, детские дни рождения. К нашей радости, нашлись неравнодушные, деятельные активисты, заинтересованные в изменениях».

В старейшем арт-дворе на улице Гоголя, построенном архитекторами бюро «Мегабудка», обращают на себя внимание стильные яйцевидные архитектурные формы ярко-желтого цвета – одновременно и лавочки, и спортивные снаряды, и просто украшение. Даже подставка для выбивания ковров плавно вписывается в декор. А в прошлом году был возведен самый красивый двор в Выксе – теперь его все знают как детский сквер по адресу Пирогова, 6. Совместно с архитектурным бюро «Дружба» руководитель детской программы фестиваля Любовь Гурарий и детский архитектурный клуб «Кони на балконе» провели воркшоп с учениками трех школ, расположенных вокруг сквера, и их родителями. Дети рисовали двор своей мечты, позднее воплотившийся в эскиз, затем в пробные недолговечные конструкции.

И наконец эта мечта сбылась: вот они, радужные, словно набор цветных фломастеров в коробке, скамеечки, шведские стенки, качели… И в центре большой тренажер, которого почему-то зовут «кот», хотя похож он больше на того самого павлина, что красуется на фасаде одного из домов. В работе над идеей и реализацией принимали участие не только архитекторы «Дружбы» и художник Роман Ермаков, но и более двух десятков жителей. В результате сквер стал чем-то вроде древнегреческой агоры, местом встреч сообщества и площадкой для новых городских инициатив. Горожане создали «Соседский форум» – дворовую некоммерческую организацию. В сквере обсуждаются насущные вопросы, проводятся всевозможные мастер-классы для детей, играет джаз, есть своя футбольная команда и даже «школа шпионов»… Чем не «нулевой километр» для развития гражданского общества!

«Когда сегодня становится завтра» – под таким девизом проходил в этом году фестиваль «Арт-Овраг». Это не случайно: ведь будущее – не абстрактная категория, оно приходит с каждым мгновением, и то, каким оно будет, зависит от трудолюбия, настойчивости, энтузиазма людей. Опыт Выксы доказывает это: вчера никому не известный провинциальный город становится законодателем мод в современном искусстве и яркой точкой на карте страны.